Главная » Психология » Родители и дети » Как правильно приучить ребёнка к горшку
приучить ребёнка к горшку

Как правильно приучить ребёнка к горшку

Возраст от полутора лет до третьего года жизни — время, когда у ребенка закладываются важнейшие качества характера. Именно в этот период приходит первое ощущение успеха, чувство «Я смог сделать сам», закладываются ростки творческих способностей. Как ни странно, но связаны эти достижения… с тем, как ребенок научился пользоваться своим горшком.

Давайте рассмотрим, как ведет себя в это время ребенок, и какие ошибки могут допускать родители, приучая его к горшку.

Те, у кого есть дети, наверное, замечали, что иногда они могут играть с содержимым своего горшка, внимательно изучать его, пробовать наощупь и даже на вкус. Это абсолютно нормально, ведь у маленького ребенка еще нет предубеждений, он не знает, что можно, а что нельзя, что поощряется, а чего следует стыдиться. Более того, ребенок на самом деле ощущает себя автором продукта, который он произвел, и у него появляется чувство «я сам это сделал», «я могу», «у меня получается». В этот момент он чувствует себя творцом, и это служит прямой предпосылкой для развития у него в дальнейшем творческих способностей — например, ребенок может стать талантливым скульптором или проявить себя в любой другой области, где требуется умение работать с формой.

Поэтому прежде всего, если вы увидели, что ребенок копается в горшке, ни при каких обстоятельствах нельзя его за это ругать. Дело в том, что, если вы накричите на малыша, или, что еще хуже — ударите его, то у него на всю жизнь может остаться заблокированной способность к творчеству, в том числе и к созиданию собственной жизни и личности. У ребенка сформируется прямая связь такого рода: «я сделал что-то сам — меня за это наказали — лучше я никогда ничего не буду делать сам» — и такой человек может вырасти в дальнейшем абсолютно пассивным, лишенным инициативы, неспособным меняться и брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки.

Ни в коем случае нельзя и стыдить ребенка, если он играет с содержимым горшка, а также если не успел попроситься и испачкал штанишки. Вспомните: как многого мы стыдимся в своей жизни, считаем «грязными» естественные проявления нашего тела, отказываем себе в радости и наслаждении жизнью и расплачиваемся потом многочисленными психосоматическими заболеваниями.

Стыд — это эмоция, которая ведет затем к появлению у человека хронического чувства вины, основанного на том, что он верит в собственную дефективность и неполноценность. К другим последствиям нарушения данной фазы относятся невроз навязчивых состояний (страх быть собой), патологический самоконтроль, навязчивые мысли, действия и страхи.

Очень негативные последствия появляются, если родители ставят ребенку ультиматум — например, говорят: «Пока не сходишь на горшок, не пойдем гулять (не будем играть, и т.д.). Тогда маленький упрямец может начать бороться с вами, соперничать, держать все в себе и не спешить наполнять горшок. Такой человек вырастет чрезвычайно упрямым, не желающим ни в чем подчиняться другим и даже идти на незначительные уступки. Кроме того, если ребенок отказывается выполнить требование родителей, у него могут начаться запоры.

Когда подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться анально-удерживающий (или анально-педантичный) тип личности. Такой взрослый человек будет необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У него также будет наблюдаться недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность.

Педантизм распространяется практически на все сферы жизни — например, человек не позволяет себе и другим опоздать даже на пять минут, придирается к любым отклонениям от стерильности и т.д. Вследствие упрямства у ребенка также возникают жадность, накопительство в любых формах, экономность, скрытность — это результат того, что, когда родители говорят: «Надо», ребенок отвечает: «Не дам». Наверное, вам приходилось встречать таких «плюшкиных» среди ваших знакомых детей или взрослых.

Бывает и так, что родители проигрывают в войне с ребенком и сдают свои позиции, так как считают, что были слишком строги. Тогда ребенок чувствует, что победил, и может специально не проситься на горшок, нарочно пачкать одежду — в этом случае формируется анально-выталкивающий тип личности, черты которого включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость.

Этот человек может наслаждаться созданием беспорядка вокруг, нередко стремится все запачкать — именно такие дети портят парты в классе или пишут бранные слова на заборах. Также такие люди часто стремятся испачкать сплетнями и грязными слухами чьи-то добрые отношения. В зрелом возрасте они чаще всего воспринимают партнеров по любви, в первую очередь, как свою собственность и нередко откровенно издеваются над ними, словесно или физически.

Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Лучше всего, если родители будут вести себя спокойными и не станут чрезмерно фиксировать внимание на процессе дефекации. Если ребенок справился со своей задачей, то похвалите его, а если нет — спокойно объясните малышу, для чего существует горшок, что необходимо вовремя проситься и т.д. Тогда ваш ребенок вырастет независимой и самостоятельной личностью, будет позволять себе и другим быть самими собой и свободно проявлять любые эмоции.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*